Дорожный посох.

В Чусовой, к Виктору Петровичу...

 

Непредсказуемы пути писательские...

Ехал в Пермский край на открытие Года литературы, но особо в Перми не задержался. Снарядили любезные хозяева скорым порядком десант из приезжих гостей, и по раннему снежку, по утреннему холодку тронулись мы двумя дружными транспортами в город Чусовой, до которого расстояние весьма приличное. Более ста километров... А город Чусовой, если кто не знает или вдруг запамятовал, не просто рядовой районный центр уральской глубинки, а центр притягательный и достаточно знаменитый — именно сюда, на родину жены Марии Семеновны, сразу после войны приехал «веселый солдат» Виктор Петрович Астафьев, именно здесь прожил долгих и очень непростых семнадцать лет, но главное, именно здесь состоялся, как писатель. И очень отрадно, что чусовляне помнят об этом — целых два астафьевских музея (вернее, два отделения одного оъединенного музея) оборудовали с бережной скрупулезностью и любовью.

Едем в первый — на улицу Фрунзе, 38. Здесь в подвальном помещении в середине прошлого века располагался колбасный цех. Сюда приезжали грузовые машины с говяжьими и свиными тушами, и ночной вахтер Астафьев помогал их разгрузить, сносить и стаскивать в подвал. Именно здесь в относительно спокойную от рабочих хлопот ночь с 1 на 2 декабря 1950 года 26-летний фронтовик написал свой первый рассказ «Гражданский человек».

Еще один знаменитый чусовлянин, литературный критик Валентин Курбатов позже так скажет об этом памятном подвальчике: «... На музеях, особенно малых, держится самое живое родовое пространство русской культуры. В этом ряду и чусовской музей Астафьева на ул. Фрунзе, в котором в гибельной тесноте вахтерки колбасного цеха, спасавшего Чусовой от голода, был в одну ночь рожден первый рассказ, повернувший историю Великой Отечественной войны в человеческую сторону и ставший основой для рождения правды Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Константина Воробьева, Вячеслава Кондратьева, Василя Быкова. Может быть, это самое дорогое детище нашей культуры. А вахтерский журнал, в котором был написан рассказ «Гражданский человек», – колыбель всей великой прозы войны...»

Сегодня центр экспозиции — скульптурное изображение «Царь-рыбы» работы Николая Хромова. В залах много личных вещей Виктора Петровича — выходной костюм, меховая куртка и зимняя обувь, рыболовные снасти — блесны и иглы для плетения сетей. Рядом обширная коллекция книг, фотографий, портретов писателя, выполненных местными художниками. А в одном из первых помещений установлен бюст Владимира Ильича Ленина. (Описывая памятник Ленину на привокзальной площади, Астафьев как-то воскликнул: «Здорово, Владимир Ильич! Единственная знакомая мне в этом городишке личность...»

С улицы Фрунзе по сгустившимся сумеркам отправляемся на улицу Партизанскую, на которой небольшой домик под № 76 Виктор Петрович построил своими руками и прожил в нем с семьей с 1950 по 1956 гг.

Как возводил писатель сие жилище, во всех красках написала Мария Семеновна: «...Витя уже пол настлал, потолочины примеривает, многие сгодились от нашей избушки - от стены до матницы проходят, даже если трупелые концы опилить. Но вот беда: работник-то он один, как говорится, сам себе барин и дурак. Уронит молоток или топор - слезать за ним надо... Пока в гору стадо гонят, не очень разберешь, о чем хозяйки разговаривают. Зато уж когда обратно идут, то непременно проходят мимо нашего дома, притормозят ход и заговорят о хозяине, который тут постройку дома затеял. Одна говорит, мол, знает ли кто, что за новожитель объявился? То поет, то матерится!.. А им невдомек, что хозяин тот на все руки один, и если все ладится - поет во всю головушку, а если молотком по пальцу стукнет или, того хуже, ножовка или топор упадут и поднять, подать их некому - самому приходится за ними слезать - тут уж матерится, как умеет и сколько голосу есть. Вот и выходит: то поет, то матерится...».

Общим счетом у Астафьевых во время проживания в Чусовом было три дома. Первый, на улице Железнодорожной, 32 — дом родителей жены. Он, к сожалению, не сохранился. Как, впрочем, и третий, на Нагорной, 60, из которого писатель перебрался в областной центр. Остался на наши смотрины только этот, приземистый, на Партизанской, всей площади в нем для житья — 20 квадратных метров, из которых пару-тройку заняла русская печь. Дощатыми перегородками разделен на четыре половины. Сразу при входе — кухонька (если можно назвать этот крошечный пятачок кухонькой?). За печкой — лежанка няни Секлетиньи Савватеевны Опариной. (По словам директора музея Владимира Николаевича Маслянка, она по рождению вятская, до сих пор живет-здравствует в городе Лысьва. А в Чусовой приехала еще беспаспортной, стала работать, потом замуж вышла... Уход за детьми Астафьевых, Ириной и Андреем, входило в ее прямую заботу...) Кстати, и Мария Семеновна Корякина-Астафьева, надо напомнить, тоже корнями с вятских мест...

Из кухни проходим в комнатку (назвать ее гостиной даже с натяжкой сложно): у окна стол, в углу этажерка, на стенке скромная книжная полка, украшенная подзором, занавески на окнах, у перегородки дерматиновый диванчик с откидными валиками. А еще, по правую руку, скромная, на взрослую и детскую кровати едва рассчитанная спаленка. Всё!

Как здесь работать писателю, в такой тесноте и укроме, на общем проходе, представить невозможно. А Астафьев работал. Целых шесть лет...

Потом будут Пермь, Вологда, Красноярск, Овсянка. Но этот тихий чусовской домик, самолично возведенный молодым хозяином в середке прошлого века, в семье Астафьевых будут неизменно вспоминать с пронзительной теплой грустинкой.

 

Виктор Бакин,

фото автора

г. Чусовой Пермского края.

 

 st20150129 001st20150129 002st20150129 004

 st20150129 003st20150129 005st20150129 007

В музее Астафьева писатели: Виктор Бакин (Вятка), Михаил Тарковский (Красноярск), Владимир Якушев (Пермь).

st20150129 006