Член Союза писателей России Андрей АНТОНОВ:

Еще одна страница из книги вятской культуры закрылась преждевременно. Очень жаль, что срочный договор с художественым руководителем Кировской драмы Евгением Ланцовым не продлили. Драматический театр г. Кирова лишился волевого, умного человека и талантливого режиссера. Полагали, что подобные события худрука драмы обойдут стороной. Обоснования для этого были. Зрители сразу же высоко оценили первую его работу в драме «Марьино поле». Все другие постановки Евгения Ланцова вызывали добрый труд души, гудящее напряжение сердца.
Нам, да и многим другим горожанам, любящим театр, было ясно, что он уверенно вписался в местные театральные традиции, что город стал для него родным и любимым, что он как художественный руководитель умеет дальновидно планировать политику театра, и после череды достойных премьер драма стоит на пороге больших художественных открытий. Увы, не случилось. Нам остается только поблагодарить Евгения Ланцова за плодотворную работу в Кирове, за неравнодушное и постоянное участие в культурной жизни города, за сердечные творческие встречи с ним, пронзительные литературно-музыкальные вечера, просто за искренность и мудрый подход в любом деле, за которое он легко брался. Это дорогого стоит.
Тактического выигрыша в его отставке не находим, а стратегически культурное пространство города без его многополярной и убедительной фигуры художественного руководителя драмы, без сомнения, обеднеет. Удачи и успехов вам, уважаемый Евгений, в любом деле, на любом театральном поприще! Верим, что вам чужда растерянность в самых сложных жизненных обстоятельствах, и сегодняшние скудные события вас не раздергают, не лишат душевных сил, а вызовут у вас желание спокойно продолжать свое благородное дело, создавать вечное, доброе, разумное. Другими словами, щедро делиться со зрителями тем, что за многие творческие годы накопило ваше трудолюбивое и умное сердце.

 

Член Союза журналистов России Марина КАРПОВА:

ТОЛЬКО КАК ЖЕ ПОСМОТРИТ НА ЭТО
ДОБРЫЙ ЗРИТЕЛЬ В ДЕВЯТОМ РЯДУ?

Довольно надолго затянулся период, когда я и многие мои друзья и знакомые, при всём нашем интересе к театру, в Кировский драматический театр не ходили. То вынуждены были наблюдать за тем, как увольняли главного режиссёра, руководившего театром не одно десятилетие, а он потом восстанавливался в должности чуть ли ни через европейский суд. Кстати, в 2019 году в главном фойе театра именно ему, Заслуженному деятелю искусств РСФСР, Лауреату Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского Евгению Кузьмичу Степанцеву, торжественно открыли Памятную доску. А после его ухода из жизни художественные руководители и режиссёры так быстро менялись, что только соберёшься посмотреть спектакли новоиспечённого главрежа, как его уже и след простыл. Вся эта карусель не обещала никаких театральных открытий: скандал привлекает только зрителей ток-шоу, а настоящему театралу он сильно мешает. Сначала была надежда, что какой-нибудь из назначенных режиссёров наконец-то закрепится, но этого не происходило, и закончилось всё привычкой, оказавшись на Театральной площади, полюбоваться на белые колонны драмтеатра и, особо не задерживая внимание на афишах, спокойно пройти мимо, и мимо, и мимо…
Примерно в таком настроении (и мимо, и мимо…) и просто из любознательности пришли мы четыре года назад в библиотеку им. А.С. Пушкина на встречу с недавно назначенным новым художественным руководителем Кировского драматического Евгением Юрьевичем Ланцовым. Подумалось, нашёл же режиссёр желание и время прийти в библиотеку для разговора со зрителями, в общем, поступок обнадёживающий. Встреча была содержательной, первой и далеко не единственной, но рассказ не о встречах как таковых, а о том, что этот постоянный диалог со зрителями стал для Евгения Юрьевича одним из принципов работы. И это очень продуктивный принцип для худрука, который пришёл в театр для того, чтобы вернуть туда зрителя. Успешно поставивший много спектаклей в разных театрах страны, Евгений Ланцов быстро распознаёт особенности аудитории. Он из режиссёров, которым фестивальный успех менее интересен, чем работа для реального живого зрителя, каким бы он ни был: образованным или не очень, требующим хлеба и зрелищ или идущим в театр за духовным просветлением. В областном драматическом театре каждый из этих зрителей должен хотя бы раз в сезон увидеть спектакль, поставленный именно для него, на его вкус, для его глаз и ушей. Это самый верный способ вернуть зрителей в театр, и дождавшись от них определённого доверия, получить карт-бланш на эксперимент, на свои личные режиссёрские сверхзадачи. Только для этого нужно время, и не малое.
«Земля Эльзы» – первый спектакль, поставленный Евгением Ланцовым в нашем театре, понравился большому количеству зрителей. Удивительным было преображение в роли Эльзы примы театра, народной артистки России Натальи Исаевой из привычных для её амплуа красавиц-героинь в типичную деревенскую русскую женщину. Любовь кировского зрителя к этой актрисе осветила и весь спектакль. По тому, как Наталья Николаевна Исаева работала во многих спектаклях нового режиссёра, было понятно, что между режиссёром и актрисой есть всё, что нужно для успеха общего дела: взаимопонимание и единый театральный язык.
Не менее успешной, но уже для другого зрителя, стала постановка на малой сцене спектакля «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Тут уж было не только что посмотреть, но и что обсудить…
Именно после просмотра притчи «Марьино поле», как говорится, не успев оглянуться, мои студенты стали не только постоянными зрителями театра, но и начинающими рецензентами. Первокурсницы смотрели спектакли, присутствовали на репетициях и читках новых пьес. А внимание к ним самого художественного руководителя делало их работу очень значимой. В многочисленных отзывах и рецензиях студентов-журналистов Вятского государственного университета запечатлён для истории драмтеатра весь первый сезон Евгения Ланцова. Постоянное творческое партнёрство завязалось у нового худрука и с другими преподавателями и студентами ВятГУ.
Евгений Ланцов наладил разностороннюю творческую дружбу с Кировским отделением Союза писателей России. Одним из ярких результатов этой дружбы стал музыкальный спектакль «Митины открытия» по повести известной кировской писательницы Елены Наумовой. Сколько восхищённых отзывов собрала эта постановка от детей, родителей и учителей! И это чрезвычайно важно, поскольку наши вятские дети читают книги Наумовой и им любопытно увидеть любимых героев на сцене.
Снова попав после продолжительного перерыва в водоворот театральной жизни, я вдруг поняла, что… не понимаю, как новый худрук успевает ставить так много премьер, участвовать в сложных проектах, налаживать и поддерживать творческие связи с самыми разными людьми и организациями. Театральный полёт Евгения Ланцова и Кировского драматического театра под его руководством был, если использовать термин из космонавтики, нормальным!
Тут-то всё и случилось, всё то, о чём уже никому из нормальных людей не хочется ни писать, ни говорить… В театр уже два года ходить нельзя – по официальным рекомендациям государственных органов и советам врачей! Причём многие здраво и самостоятельно мыслящие люди не ходят в общественные места, даже будучи привитыми, потому что, во-первых, бережёного Бог бережёт, а во-вторых, по второму и третьему заходу болеть не хочется, и уж тем более родители не хотят отпускать детей в театр как в «место скопления людей».
В этот и так запредельно жуткий период в театр пришла большая беда: в конце лета 2021 года, через несколько месяцев после своего юбилейного бенефиса, скоропостижно ушла из жизни народная артистка Наталья Исаева. Потерять ведущую актрису театра, любимицу публики – это значит не только столкнуться с необходимостью перекроить весь репертуар, но и снова потерять зрителя, который шёл на Наталью Исаеву, а таких поклонников у примы было много. Ещё одной невосполнимой утратой стал уход из жизни в 2021 году Людмилы Ивановны Еремеевой – художника по свету, Заслуженного работника культуры России, в совершенстве владевшей своей профессией и отдавшей театру 44 года жизни!
Как преодолевает художественный руководитель и коллектив театра, свалившиеся испытания и беды, рассказано в интервью, опубликованном в «Российской газете» в конце года. Ещё интереснее рассказывал Евгений Ланцов о разработанных и уже осуществляемых новых проектах на продолжающихся встречах со зрителями.
Если попытаться охарактеризовать нынешний этап жизни Кировского драматического театра, то, думаю, подойдёт слово «переправа». Переправа с «до» заразного времени в «после» заразное (оно, конечно, наступит!), переправа из эпохи Натальи Исаевой в эпоху других ведущих актёров. Переправа из обветшавшего состояния здания главного театра области в давно публично обещанную губернатором Кировской области масштабную реставрацию (которая по непонятным для кировчан причинам никак не может начаться). Русская пословица гласит: коней на переправе не меняют!
Только вот часто ли у нас поступают мудро? Без публичного разговора со зрителем, без изучения общественного мнения, без озвучивания хоть каких-то объективных причин после 4 лет руководства драматическим театром контракт с художественным руководителем Евгением Юрьевичем Ланцовым Правительство Кировской области не продлило. Для большинства зрителей эта информация – гром среди и так неясного пандемийного неба! Осталось, как всегда, надеяться на лучшее. Но, по пословице, и к худшему готовиться тоже надо. Неужели снова придётся годами ходить по Театральной площади мимо афиш и мимо, и мимо…

 

Председатель регионального отделения Союза писателей России Ольга ШУКЛИНА-ЮРЛОВА:


Четыре года я наблюдала за жизнью Кировского драматического театра, который строил и творил режиссёр Евгений Ланцов. Так случилось, что его спектакли я помню с юности – видела их ещё в Челябинске, где Ланцов руководил театром-студией «У паровоза». Огромное впечатление на меня произвёл спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Л. Жуховицкого. Поразило мастерство, глубина раскрытия темы, было ощущение полёта. Будучи приближенной к театру по своему образованию и роду деятельности, я сама участвовала в жизни театра, играла в массовке в бытность Е.К. Степанцева худруком много лет назад.
Помню я и развал – резкое снижение качества спектаклей. Бесконечность и бессмысленность комедий, при всём моём к ним уважении, не могли конкурировать с высокой классикой или современной пьесой, и мало-помалу я и многие знакомые, поклонники драмы, перестали посещать драмтеатр города, и делились впечатлениями лишь от просмотра спектаклей московских и питерских театров, куда устремлялись в поисках настоящего театрального удовольствия. А настоящее – всегда про нас, про жизнь, про смыслы и принципы. Может и были у нас хорошие спектакли, заслуживающие внимания, но все познаётся в сравнении.
Четыре года назад случилось чудо – спектакль «Земля Эльзы» Я. Пулинович – первый, поставленный Евгением Юрьевичем в роли художественного руководителя. Спектакль вызвал те же чувства, что и тридцать лет назад, когда я смотрела один из первых его спектаклей. Удивительно, но человек сохранил себя, сохранил, развил и отточил свою творческую индивидуальность. Я была удивлена новой ролью народной артистки России Натальи Исаевой, её преображением – она использовала в игре новые приёмы, строила роль иначе, представляясь зрителю тихой снаружи, но стойкой и непримиримой, с огромной внутренней силой женщиной. Лидеру по натуре, Наталье Николаевне это давалось трудно, но тем ценнее был успех. К великому сожалению, артистки не стало в августе, и вместе с ней ушёл в небытие этот добрый, душевный и честный спектакль.
За четыре года Евгений Ланцов, насколько я знаю, поставил 12 спектаклей, провёл множество читок, концертов, привлекал к работе в театре и музыкантов, и школу балета, и детские коллективы. При всей занятости находил время рассказывать о театре в библиотеках, музеях, детско-юношеских центрах.
Возродились некогда утраченные отношения регионального отделения Союза писателей России с драмтеатром. Писатели начали посещать спектакли, писать отзывы в соцсетях. Для нас, членов Союза писателей России, Евгений Ланцов стал своим человеком: поставил детский спектакль по повести «Митины открытия» вятской писательницы Елены Наумовой, привлек к сотворчеству поэта Наталью Кузницыну, неоднократно встречался как с маститыми, так и с молодыми авторами. Пожалуй, такого сотворчества вятская земля не знала со времён распада СССР.
За это время спектакли труппы обрели некий живой смысл. Появились новые молодые лица. Труппа выросла. В последних работах – в драме «Гроза» А.Н.Островского и мелодраме «Наш городок» по пьесе Т. Уайдлера это видно.
Если театр меняется медленно, трудно, то отношение к театру меняется ещё медленнее и ещё труднее. Когда Евгений Юрьевич появился на Вятке и начал свою деятельность, меня не покидала мысль, что слишком талантливый человек. Уровень спектаклей у него слишком… столичный. И вот бы понять мне, уяснить причины, по которым контракт с режиссёром не был продлён, и театр в середине сезона остался без художественного руководителя?!
Ведь четыре года – это слишком маленький срок для того, чтобы сделать пластичной такую закостеневшую махину, как вятская драма. А если учесть сроки пандемии, постпандемийные синдромы, межличностное привыкание местных артистов (хозяев театра) к новым правилам нового главрежа, то времени, оказывается, и не было совсем. Хотя за то одно, что в город, пусть ненадолго, вернулся настоящий театр – я бесконечно благодарна этому небольшому отрезку времени и Евгению Юрьевичу. Мне, оказывается, так этого не хватало! В будущее театра без Ланцова я не верю. Буду рада, если ошибусь.

 https://www.newsler.ru/culture/2022/02/10/evgenij-lancov-ushel-s-dolzhnosti-hudruka-kirovskogo-dramteatra