16 октября в Пушкинской гостиной библиотеки имени А.С. Пушкина состоялся творческий вечер Николая Пересторонина «Всё равно остается любовь». Прошел он на одном дыхании, на одной волне исповедальной интонации, философского звучания. А послесловием к нему стали эти заметки Николая Васильевича:
…Давно не читал я стихов о маме. А тут нахлынуло. Покровская родительская суббота только миновала. Фотография 1970 года, где мама меня в армию провожает, на экране появилась. Ведущая творческого вечера в Пушкинской гостиной библиотеки имени А.С. Пушкина Татьяна Леонидовна Видякина в своей песне на мои стихи о Феодоровской церкви напомнила:
Всё тяжелее без мамы.
Я бы спросил: «Почему
Стёртые вятские храмы
В душу стучатся саму?»
Вот, отвечая на вопрос о теме Родины и Вятки в поэзии, взял да и прочитал давнее, из первой книги «Следы на снегу» (1981):
Мне хочется писать стихи, в которых,
Звучали б строчки, как сердцебиенье,
И рифмовались Родина и мама,
Большая Родина и маленькая мама,
А больше и не надо ничего.
Но уже написан «Вальдшнеп» об окольцованном в Париже и сраженном меткими охотниками в небе над Афанасьевским районом. И без «Сказания» не получается о плененном под Осиновцем вятском воеводе и чудесном его явлении в Звенигороде при тех же должностях. Да и без «Благодарения» куда, с первой строки: «Спасибо, Родина, за Болдино», в тему вписавшегося? А потом всё равно прочиталось:
Здесь, под сводами русского храма,
Православную веру храня,
Божьей Матери молится мама
За меня, за меня, за меня…
И сбилось дыхание на последней строке, и горло перехватило так, что о жизненных обстоятельствах и историческом контексте стихотворений «Вспомню, словно о самом главном», «Мы раньше жили небогато», так и не прочитанных на этом вечере, рассказывал уже Владимир Арсентьевич Ситников, с которым мы много где вместе выступали. А когда президент Фонда «Культурное наследие Вятки», филолог со стажем преподавания в ВятГУ Виктор Викторович Баженов, помогавший в издании моей «Некалендарной весны» и вчитавшийся в неё, заметил что лирическое и философское в ней определяет православное восприятие мира, словно второе дыхание открылось. И легко читалось из снежного цикла «Это нужно России израненной», венецианско-вятское:
Этим летом в Вятке было жарко,
А в окно раскрытое гляжу,
Голуби на площади Сан-Марко
Ждут, что я им хлеба покрошу.
А уж когда «Деревенька сонная в тумане» прозвучала в музыкальном переложении Татьяны Видякиной, когда «Разгорается русская осень» прозвучала сначала на её музыку, а потом на музыку Оксаны Чупраковой, будто крылья за спиной выросли. Сам чувствовал: вдохновенным получался лирический дуэт с Еленой Коноваловой, женушка моя замечательно читала свои стихотворения «Вас было двое: женщина и Вы», «Юноша седовласый», «Ты прости, что из тысячи слов», «Исподволь незримо тает снег» в ответ на мои «Заповедник зимы», «»Снова снегом тебя встречаю», «Такого не было со мною», «Лебединая песня». Да и зрители как-то вдохновились: Петр Андреевич Касаткин декламировал мою «Ладошку», «И где-то за полночь разбудит», Юрий Порфирьев артистично прочёл: «Я ботинки начищу», Валерий Пономарёв спел на мелодию Блантера стихотворение из моей книги «Серебряный оберег», вдова врача-реаниматора, депутата гордумы Игоря Ильиных благодарила за давнюю статью нём, руководитель проекта «Они играли за «Динамо» Евгений Алексеевич Душкин подарил одноименный фотоальбом, в который вошла моя статья «Как мы болели за «Динамо»…
Ещё раз спасибо всем, кто пришёл: читателям библиотеки имени А.С. Пушкина, вятским писателям, «Возрождению Вятки» литературному клубу «Молодость», энтузиастам рукодельной книги, Анне Котельничанке, однокласснице Наталье Прохоровой и многим-многим другим. Отдельная благодарность генеральному директору МБУ ЦБС, директору библиотеки имени А.С. Пушкина Елене Геннадьевне Русских, заместителю директора Татьяне Леонидовне Видякиной и Татьяне Анатольевне Борщовой из отдела автоматизации библиотечных процессов. Ваш творческий подход и неравнодушие и обеспечили успех этого вечера.
Искренне ваш Николай Пересторонин