8 июля в городе Кирово-Чепецке на 63 году ушёл из жизни Николай Павлович Сластников, известный русский поэт, член Союза писателей России, обладатель почетного знака «За заслуги перед отечественной журналистикой».

С восьми лет воспитывался в детдоме под городом Горьким, затем учился в ПТУ, работал на «Красном Сормове», служил в армии. С 1978 года жил и работал в Кирово-Чепецке.

С 1984 по 1990 гг. учился в Литературном институте им. А. М. Горького.

Тогда же начал публиковаться в центральных журналах, в альманахе «Истоки», в коллективном поэтическом сборнике «Родники народные». Некоторые стихи переведены на болгарский язык и включены в Антологию «Руски поеты на мой глас» (переводчик Тихомир Йорданов). В конце 80-х стал лауреатом I Областного фестиваля молодёжной поэзии Кировской области.

Был одним из основателей литературного клуба «Поиск» и в течение пятнадцати лет руководил им.

Лауреат литературных премий имени поэта-фронтовика О. М. Любовикова и Л. В. Дьяконова, лауреат Всероссийской премии им. Н. Заболоцкого.

Автор 15 поэтических сборников (в том числе – для детей) и аудиокниги «Ненаглядная сторона». В феврале этого года был закончен, но не издан сборник «Однажды в осеннем лесу», в который включены стихи, рассказы, очерки.

Однажды в осеннем лесу,
под колодой сырой,
я увидел расплющенный гриб,
подпиравший колоду собой.

Чудеса в решете!
Наклонился, и понял, смутясь:
между ними иная,
а вовсе не братская связь.

Гриб случайно возник
под тяжёлой колодой сырой.
И тогда он пророс в ширину,
чтоб остаться собой.

Помним… Любим… Скорбим…

 

 

«ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД
ЗВУЧАТ ШАГИ – МОИ ДРУЗЬЯ УХОДЯТ…»

 

Николая Сластникова я знала давно – с начала 80-х годов. Часто встречались на областных семинарах, на литературных совещаниях, в клубе «Молодость», куда они, молодые чепецкие поэты частенько приезжали, чтоб почитать свои стихи. А стихи у Николая были очень хорошие. Это был настоящий русский поэт, у которого душа болела и откликалась на все, что происходит. Написала «был», и сердце защемило. Невозможно представить, что такой живой, яркий, в чем-то бескомпромиссный и талантливый Коля ушел от нас…

В 1984 году мы с ним поехали поступать в Литературный институт им. Горького. И поступили на заочное отделение. Правда, были в разных семинарах: он – у Эдуарда Балашова, я – у Владимира Кострова. Чуть позднее на 3 курсе я перевелась на дневное отделение, но и волнение вступительных экзаменов, и установочная сессия, и наконец, новые знакомства, планы, надежды на будущее очень сплотили нас. За разговорами мы засиживались до поздней ночи. Спорили. Николай сам как-то признался, что он заядлый спорщик. Это, говорит, еще отмечала моя руководительница  Кирово-Чепецкого литературного клуба «Поиск» – поэтесса Валерия Ситникова. Правда, как отмечал Коля, чаще всего она оказывалась права в этих спорах.  Николай умел признавать свои ошибки…

Писал он искренне, «не высасывал из пальца», писал именно о том, что наболело.

Русь моя, плакучая береза!
Вижу я в кистях твоих ветвей
Женщину, пришедшую с мороза,
В красоте восторженной своей.

В городе, в заснеженном поселке –
Все она… И стая снегирей –
Как на платье броши, как заколки
В седине опущенных ветвей.

После окончания института мы разъехались по своим домам, по своим городам. Встречались, конечно… Чаще всего – на литературных мероприятиях, на писательских собраниях.

Последний раз я видела Николая года три назад, когда приезжала с выступлением в Кирово-Чепецк. Помню этот теплый прием. Но еще больше запомнилось, как мы с ним, отстав от всех, почему-то взявшись за руки, как дети, шли и говорили-говорили-говорили. Вспоминали и Литинститут, и наших однокурсников, делились планами. Меня уже звали к автобусной остановке, а мы все говорили с Колей и не могли наговориться. Словно в последний раз. Это и был последний раз…

Не спится. Дождь стучит по крыше.
Как будто плотников отряд –
Вбивают гвозди где-то выше,
Вбивают гвозди и молчат.

Вбивают вдумчиво и смело –
То в жесть, то в шифер, то в сосну…
К утру они закончат дело,
И я глубоким сном усну.

И словно напророчил в своих стихах. Умер Николай утром в 4 часа 8 июля 2018 года в возрасте 63 лет.

Земля ему пухом…

Елена Наумова,
член правления Кировского отделения
Союза писателей России

 

 

Памяти друга

Не стало Николая Сластникова – нашего друга и большого русского поэта.  Мы скорбим по нему и наша печаль безмерна. Ещё недавно, в апреле-мае на заключительном в этом сезоне вечере клуба "Поиск" мы выступали все вместе. Открывал вечер своими стихами Коля. (см страничку Поиска на сайте СП Вятки)  Все были радостны, возбуждены предчувствием тепла, лета. Увы... Человек полагает – Бог располагает.  8 июля, в этот же день ушёл шесть лет назад один из организаторов клуба, активный его член Пётр Бармин.  Вот такая сакраментальная дата. Наследие Николая – его стихи, очерки, его книги. Они хранятся в городских библиотеках, личных библиотеках горожан. Их читают и будут читать. И в памяти друзей, Николай навсегда останется живым и самобытным поэтом.

Евгений Жуйков, Валерий Верстаков, Олег Шатков, Олег Синица, члены литклуба "Поиск"

 

 

Не стало Николая Сластникова, доброго человека и сильного поэта из Кирово-Чепецка. Когда на сайте "Российский писатель" появилась подборка его стихов, со всех краев Земли-матушки пошли отклики: Надежда Мирошниченко из Коми писала: "Дорогой Николай, не знаю, как пропустила вашу подборку. Спасибо отклику Ивана Мордовина! Спасибо замечательной Светлане Сырневой, что привозила меня в ваш такой бесконечно-литературный Кирово-Чепецк! Господи, сколько же в России талантливых поэтов! Мне кажется, издай всех - библиотек не хватит! Какое огромное щемяще-благодарное чувство я испытала, читая ваши умные и родные русские стихи! Вызывающие глубокое сопереживание и гордость автором, так свободно и самостоятельно владеющим русским художественным словом.Спасибо вам за эту единственность вашей поэзии и глубину души. Спасибо за высокую образность письма и узнаваемость каждой печали и радости ваших стихотворений! Всего вам доброго и вдохновенного! Бог в помощь нам всем!" Иван Мордовин, твой однокурсник по Литинституту, сосед по комнате в общежитии на Добролюбова 9/11 отозвался: "Здравствуй, Николай! Сколько лет, сколько зим! Сколько разных передряг в России, но я узнаю Николая Сластникова! Та же чёткая гражданская позиция, любовь к родине с болью в сердце и человеческая доброта.

Помнишь, Коля, как мы продавали в Москве твой полушубок, чтобы на вырученные деньги ты смог приобрести словарь Даля? Овчину продали, словарь купили. Целеустремлённости твоей нет конца! Рад за тебя! Всегда твой Иван Мордовин". Павлина Павлова из Болгарии подбирала слова: "Здравствуй, дорогой Николай, Здравствуй, Поэт! Я сейчас дочитала твои стихи и они очень понравились. Ты снова остал меня без слова. В твои стихи имеется все - чувство, красоту природу, философскую глубину, маму, родину. Не забуду "что однажды убил я бобра"... Я повторяю: " Здесь тишина неземная и светлый покой./ Кажется, время застыло под купола сводом./

Кажется, вечности можно коснуться рукой!..." А прочитаю снова: "МАМЕ МОЕЙ", "МОЛИТВА", " ТИШИНА", "У РЕКИ", "ВРЕМЯ".. Бог дарил вам с большое поэтическое дарование. Простите меня для плохой правопись - я из Болгарии. Будьте здоровь!" Светлана Сырнева из Вятки признавалась: "Николай Сластников в жизни похож на свои стихи. Мы знакомы с ним с юности, и я ни разу не слышала от него ни одного слова лжи. Редкая цельность человека, слитность с поэтическим дарованием". А сегодня утром заглянул в почту электронную, открыл письмо от Ольги Юрловой и сердце упало: "8 июля в Кирово-Чепецке на 63-м году ушел из жизни Николай Петрович Сластников..."Давно ли, кажется, встречались на юбилее клуба "Поиск", Леру Ситникову вспоминали, книжками обменивались. И Маргарита Петровна Чебышева, кажется, недавно, посвящала ему и его друзьям -товарищам по перу Олегу Шаткову, Валерию Верстакову, Евгению Жуйкову свой "Русский сюжет", утверждая:

Это русский сюжет:
половина работы- для хлеба,
а другая- для радости,
для красоты, для души..."

И так жаль. что не вышел третий номер "Вятки литературной" - там у него подборка стихов, рассказы...

Перечитываю в Антологии Вятской литературы, в томе "Вятская поэзия ХХ века" его "Возвращение":

Я шел и думал: вот сейчас я встречу
отца и мать. И я за все отвечу -
за прошлое и будущее их.
И не дошел. Как будто кто под дых
ударил мне. Исчезли превращения..."

Николай Пересторонин

 

 

 

Николай Сластников. Русский поэт. Ушёл от нас навсегда. Снимала когда-то о нём фильм на ГТРК ВЯТКА. Коля писал очень хорошие стихи. Закончил литературный институт... Был очень скромный человек. Негромкий. Коля родился на Вологодчине в многодетной семье. Учился в интернате, на лето отец забирал его домой в деревню. И вот, однажды, приехав домой на каникулы, Коля, ему было лет 13, наверное, собрал односельчан и сказал: "Что же вы всё горбушей траву косите? Надо литовкой косить!"

Писал прекрасные стихи. В них русская мощь и русский дух:

Печалимся: жизнь измельчала...
Почто же, почто же
она мне дешевле не стала,
а только дороже?

Тревожимся: много страдаем,
как реки мелеем...
С того и грустим, что не знаем,
за что мы болеем.

За рубль с двуглавою птицей,
за славу ль России?
За то, что смогли возродиться
бродяги босые?
...........................................

Ольга Журавлёва