- Это не фестиваль, а поэтический слёт! -
уверяют литераторы и вот уже в одиннадцатый раз отправляются в Шатландию (Статья в .pdf)

 

Иногда кажется, что профессии «поэт» в наше время уже не существует: стихами нельзя зарабатывать на жизнь и кормить семью. А кому-то может показаться, что в век высоких технологий поэзия уже изжила себя и больше не нужна. Но поэты есть. И более того, у них свой флаг, король с королевой и государство, называемое Шатландией.

От Кирова до деревни Шатки мы ехали на машине буквально час. Вроде бы недалеко, но общественный транспорт сюда не ходит, связь ловит плохо. Сразу притягивают взгляд ухоженные поля, извилистые тропинки и домики. Неподалёку виднеется часовня. Её построил хозяин деревни Олег Шатков 15 лет назад. Подойдя к часовне, я увидела надпись: «Часовня Святой Троицы построена в память исчезнувших деревень Вятских и во здравие ныне существующих».

Может быть, и эта деревня тоже умерла, если бы не Олег Шатков с семьёй. Кто-то из поэтов о Шатландии сказал: «Если и есть на Земле рай, то он здесь». Но для Олега Шаткова, видимо, рай представляет не столько сама деревня, сколько «непохожесть» Шатландии на различные фестивали. Шатландия — это не массовая культура. Поэзия здесь — как пчёлы в улье — скрыта от глаз большинства.

- Друзья, всё-таки хочу сказать, что у нас не фестиваль, а поэтический слёт. Нам не нужны толпы людей. Мы ждём только тех, кто искренне любит стихи и авторскую песню. Стол, за которым мы сидим, может вместить человек сто, но не больше, - рассказывает Олег Шатков.

Вместе со мной на Шатландию приехали поэты и прозаики. Нас собрали у одного из домиков. Этот домик внешне выглядит самым обычным, но балкон на втором этаже оборудован под сцену. Вступительное слово хозяина начинается с того, что на Шатландию нынче приехали не только из Кирова, но и из Уней, Советска и Котельнича. А это значит, что география поэтического слёта, как потом скажет сам Олег Шатков, расширяется.

Олег Шатков в 90-х приехал с Урала на землю своих родителей в деревню Шатки Кировской области. С тех пор в деревне появились домики, пасека, часовня, сады. Известный поэт, прозаик и краевед в Кирове и Кирово-Чепецке, он продел огромный труд, собрав многих художников слова в одном месте.

Каждый год на слёте в Шатках меняется власть — пришло время выбирать новых правителей. Общим голосованием выбирают короля, а затем назначают королеву. В их руках сосредоточена огромная власть и ответственность — составить программу выступлений и нужное настроение для праздника. Король и королева торжественно поднимают флаг, а затем приглашают подданных обедать. В 2016-м королём был провозглашён прозаик Владимир Михеев, а королевой стала поэтесса Ольга Халявина.

Время обеда. Кухня в Шатках представляет собой просторное помещение, которое вмещает мастерскую, сцену и трапезную одновременно. Здесь висят картины и хранятся подаренные хозяину книги от авторов, приезжающих на Шатландию.

На столе картошка, огурцы, помидоры, пряники, квас. Все похожи на большую дружную семью, которая наконец-то по случаю праздника собралась вместе.

— А я бабушкой стала! - делится новостями Ольга Юрлова.

— Ого, когда?! Оля, поздравляем! А как назвали? - доносится со всех концов длинного стола.

— Да вроде Михаилом, но ещё не до конца решили. Но отчество королевское – Романович.

После обеда все пошли на речку. Небольшую. Которая находится среди леса и купаться в ней стало уже традицией. Спускаются к ней по крутой тропинке, но в жаркий день, какой выдался в этом году, вода становится лучшим средством спасения от палящего солнца:

- Здесь бобры живут уже не первый год. Раньше у них плотина метров десять была, а сейчас меньше стала из-за жары. А в лесу можно грибы и ягоды собирать, - объясняет мне один из шатландцев.

А тем временем на сцене начинают читать стихи. Читают о любви, жизни, Родине, детстве. Читают известное и не очень. Иногда поют.

Одним из первых на сцену выходит Евгений Изместьев:

Я открываю свой шкаф.
В нём у скелетов приют.
Первый испытывал кайф,
смешивал водку и брют.
Третий любил и страдал,
в Пятого - кто-то влюблён,
ну, а Седьмой, как Дедал,
был много раз окрылён.
Этот - наивен и глуп,
тот - не по возрасту мудр:
в солнечный круг
вписывал куб
и треугольник Бермуд.
Этот - картёжником был,
шарик и кости кидал,
этот - опять же любил,
только уже не страдал.

Затем выходит Ольга Юрлова:

Печь – как образ России,
как символ вселенский,
как основа основ,
как Россия сама.
Никому не отдам
наш уклад деревенский
и Россию мою никому не отдам.

Поэтов выходило много — кто-то играл на гитаре и пел, кто-то читал стихи. Но завершил концерт сам Олег Шатков:

Ох, ты, Русь моя, родная сторона,
путь один у нас с тобой, судьба одна.
Ну а ежели придётся разойтись?
Значит, кончилась моя земная жизнь.

А пока, пока дышу, пока люблю,
с неизвестной птицей песенку пою,
из ручья мальков таскаю для ухи
и пишу, какие Бог подаст стихи.

- Нам не нужна политика. Мы  ни от кого не зависим и всё делаем на свои деньги. Сюда приезжают люди, заинтересованные исключительно поэзией, а политики здесь никакой нет, - объясняет за ужином хозяин дома.

К вечеру все собрались у костра. Читают стихи, поют песни. Спорят,  что спеть: может быть, что-то из классики — например, Евтушенко? Или что-то своё, авторское? Остановились на Евтушенко, но дальше будет — только своё.

- Мы исполняем буквально 5% популярных песен, а всё остальное — авторское искусство, - рассказывают поэты.

Иногда останавливаются и читают стихи. Сидят до победного — кого на сколько хватит. Спать можно долго, никто не торопит.

Утро обещает быть интересным, хоть и немножко грустным — пора уезжать. Но перед этим снова, по традиции, читают стихи. После снятия флага гости отправляются есть уху. Каждый год утром второго дня здесь готовят уху, а затем гости начинают потихоньку разъезжаться. Когда пришла и моя очередь уезжать, на прощание я спросила у жены Олега Шаткова, Надежды Дмитриевны, как же ей удаётся держать на своих слабых женских плечах такое хозяйство? Надежда Дмитриевна ласковым, спокойным голосом ответила: «Ничего, всё получается с Божьей помощью».

Анастасия Пичугина

20160730 001 20160730 00220160730 00320160730 00420160730 00520160730 00620160730 00720160730 00820160730 00920160730 01020160730 01120160730 01220160730 01320160730 01420160730 01520160730 01620160730 01720160730 018


- Это не фестиваль, а поэтический слёт! -
уверяют литераторы и вот уже в одиннадцатый раз отправляются в Шатландию