На сайте Союза писателей России – «Российский писатель» в рублике «СЛОВО» опубликован материал, подготовленный редакцией сайта «Российский писатель» (Гл. ред. Н.И. Дорошенко) под редакционным заголовком:

Алексей Смоленцев: ОБРАЗ ИСТОРИИ ДУШИ РУССКОГО ПОЭТА (Из кандидатской диссертации* "Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов").

«…Вспомним: «начать книгу, о которой мечтал Флобер. «Книгу ни о чем» [Бунин, 1991, с.133]. Вспомним и высказывание самого Флобера: «Мадам Бовари – это я!», что М. Бахтин назвал – «Иллюзия о себе самом и ее значение у Флобера (боваризм)» [Бахтин, 2000].  На основании этого, нам кажется, что можно повторить вслед за Вышеславцевым его мысль о взаимопроникновении душ в процессе художественного творчества: «Души соединены в любви нераздельно, но и неслиянно». Имея ввиду душу автора и душевное существо образа героя произведения. В нашем случае «соединение душ» находит еще больше оснований. Ведь, что такое лирический герой? Он все-таки неслиян с автором, но – и неразделен. Бунин не только мог бы сказать подобное, но и говорил, произносил это, свидетельствовал: «И.А. размышлял, что бы ему писать, критиковал писателей, взявшихся за темы, в сущности, мало им близкие, потому что мало ведь знать факты, надо перевоплотиться в того, кого будешь писать. Особенно волновал его Пушкин. – Это я должен был бы написать «роман» о Пушкине! Разве кто-нибудь другой может так почувствовать? Вот это наше, мое, родное ... вот это, когда Александр Сергеевич, рыжеватый, быстрый, соскакивает с коня, на котором ездил к Смирновой или Вульфу, входит в сени, где спит на ларе какой-нибудь Сенька и где такая вонь, что вздохнуть трудно, проходит в свою комнату, распахивает окно, за которым золотится луна среди облаков, и сразу переходит в какое-нибудь испанское настроение ... Но ведь этим надо жить, родиться в этом!» [Кузнецова, 2001, с.93,94]13. - Мы полагаем, что есть основания говорить: «Жизнь Арсеньева» предлагает нам историю души лирического героя Бунина, но вместе с тем, вне частных деталей, образ Арсеньева – это в целом – образ творческого поэтического существа человеческой натуры, личности, русской, конечно, национальной. Он – выражен в Арсеньеве и имеет многие черты, свойственные творческому восприятию действительности именно Бунина. В то же время, не сам Арсеньев, но его «история души», в некоторых чертах (по наитию) это и обобщенный образ «истории души» русского поэта, поэта русской литературы, история становления и бытия творческой души в России…»

Полный текст публикации доступен по ссылке:

http://www.rospisatel.ru/smolenzev-bunin.htm


Полный текст диссертации Алексея Ивановича Смоленцева "РОМАН И.А.БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»: «КОНТЕКСТЫ ПОНИМАНИЯ» И СИМВОЛИКА ОБРАЗОВ"
адрес ссылки: http://www.rospisatel.ru/text/bunin.doc.