20 марта на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова прошел четвертый показ лаборатории «АРТХАБ». Екатерина Шихова представила эскиз «Повседневная жизнь русского крестьянства в ХХ веке. Речи немых» по документальной прозе писателя Виктора Бердинских (автор инсценировки Олеся Лихачева).

Бердинских 3

Посреди сцены расположен большой прямоугольник земли, в которой лежат клубни картофеля. Ещё до начала эскиза пять актеров – это Кузьма Котрелёв, Вероника Васант, Павел Ващилин, Ксения Теплова и Алексей Варущенко – опускаются на землю и задумчиво смотрят в зал. Все они в простых черных костюмах, художник эскиза Нина Антропова объясняла на обсуждении: «Нам было важно максимально открыть лица актеров, первостепенны текст, артикуляция. Моя задача как художника была быть максимально незаметной.»

Книга Виктора Бердинских написана в жанре «устной истории» — автор собрал уникальные монологи крестьян, зафиксировав их взгляд на жизнь. В прозвучавших со сцены монологах личная история тесно переплетается со сложной и противоречивой историей всего XX века – рассказ про первый киносеанс в деревне соседствует с воспоминаниями о революции. Раскулачивание, коллективизация, война. И тут же рассказ про встречу с лешим и гадалкой, воспоминания о том, какие слова бытовали раньше в деревенском обиходе.

Бердинских 1

Виктор Бердинских: «Я долго думал о том, как вообще из такого материала можно что-то сделать, мне казалось, что это очень трудно. В предисловии к одному из изданий у меня сказано, что это многоголосица, полифония. Они все говорят о разном, а потом это как-то сливается и друг друга усиливает. И это у вас частично получилось.»

Многие зрители говорили о том, что в увиденном они узнают историю своей семьи, своих бабушек и дедушек. На коллективное узнавание работала и рассыпанная по земле картошка, которая, по словам независимого эксперта Бориса Бермана, вообще является частью нашей культурной матрицы.

Бердинских 2

Борис Берман: «Я считаю, что будущее у вашего спектакля должно быть, но я прицеплюсь к одной сказанной вами фразе. Вы сказали, что прелесть этой книги в ее монотонности. В книге монотонность может существовать, а у вас я не увидел реперных точек. Важно, чтобы действие не шло таким потоком, в котором я как зритель что-то вылавливаю. Вам как режиссеру необходимо эти эпизоды более зримо очертить.»

Ильдар Жандарев: «Для меня в монотонности повествования, наоборот, есть смысл, в ней чувствуется течение времени и это течение завораживает. Вы дали нам возможность побыть созерцателями жизни. Документальный театр – опасная штука, потому что есть факт жизни и он всегда оказывается сильнее. Сегодня вам удалось предъявление факта жизни сделать фактом искусства.»